Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00

Декоративно-прикладное и народное искусство ХХ – начала ХХI века

Ельфина В. Н. Скатерть «Снежинка». 1959. Лен, хлопок, сцепное плетение.
Фалалеева Л. С. Дымковская игрушка «Водоноска». 1985. Глина, обжиг, роспись.
Попов В. В. Пасхальное яйцо «Красная пасха». Крест «Яхонтовый». 1995. Нейзильбер, рубин, филигрань
Домникова М. Е. Жостовский поднос «Осенний мотив». 2007. Металл, масло, лак
Гончарова Л.Ю. Жостовский поднос «Бордовый». 2007. Металл, масло, лак.
Некрасова Г. А. Икона «Богоматерь Владимирская» (в деревянном киоте). 2006. Медь, белый металл, дерево, эмаль.
Зварич А. Н. Керамика. Чесночница. 2008. Глина, глазурь, обжиг.
Сухаревская Т. П. Павловопосадский платок «Лето в Павлове». 2005. Шерсть, шелк, набойка.
Мамровская Г. Н. Скатерть «Великоустюгские узоры». 2002. Лен, сцепное плетение.
Азарова Л. П. Женщина с самоваром. Скульптура. Гжель. 1980. Фарфор, подглазурная роспись.
Мастерская Вишняковых. (1810 - 1917) Чайница "У колодца". Московская губерния. 1885-1890.ВОКГ ОФ-17110 905-П
Мошкович Владимир Капельевич (Род. 1946)  Шкатулка "Вечер". Мстёра. 1970. Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 9 х 13 х 4. ВОКГ ОФ-4289 83-П
Демидова Лидия Александровна (Род. 1927)  Шкатулка "С Победой". Мстёра. 1975. Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 13,5 х 20 х 4. ВОКГ ОФ-9917 385-П
Любомудрова Нина Александровна (1928 - 1999)  Шкатулка "Праздник в колхозе". Мстёра. 1973. Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 14,7 х 25 х 3,3. ВОКГ ОФ-9920 388-П
Корсакова Вера Степановна (1918 - 1999) Шкатулка "Счастливое детство". Мстёра. 1977. Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 10 х 17 х 3,2. ВОКГ ОФ-9923 391-П
Муратов Вячеслов Сергеевич (Род. 1948) Шкатулка "Сказка о золотом петушке". Мстёра. 1978. Папье-маше, темпера яичная, лак, позолота, миниатюрная живопись. 12,2 х 17,5 х 3,5. ВОКГ ОФ-10231 463-П
Гусев Владимир Николаевич (Род. 1955) Шкатулка "Призыв Минина к нижегородцам". Мстёра. 1989. Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 4,3 Х 14,4 Х 20,1. ВОКГ ОФ-19055 922-П
Рябов Виктор Евгеньевич (1928 - 2003) Пудреница "Царевна-лягушка". Палех. 1960.ВОКГ ОФ-961 62-П
2.	Шемарова (Малинкина) Манефа Павловна (1918 - 1981) Солонка "Сарафанчик-раздуванчик". Палех. 1960.ВОКГ ОФ-962 64-П
Чалунин Павел Федорович (1918 - 1980) Пластина "Русские богатыри". Палех. 1956.ВОКГ ОФ-963 66-П
Борунов Александр Васильевич (1920 - 1994) Шкатулка "Там, вдали за рекой". Палех. 1970.ВОКГ ОФ-4275 77-П
ВОКГ ОФ-4275 77-П-1
Ермолаев Борис Михайлович (1934 - 2001) Шкатулка "Кащей бессмертный". Палех. 1963.ВОКГ ОФ-4277 79-П
П-79-1
П-79-2
П-79-3
Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 - 2010) Шкатулка "Сквозь годы борьбы". Палех. 1970.ВОКГ ОФ-4278 80-П
П-80-1
П-80-2
П-80-3
П-80-4
Мызников Геннадий Константинович (1920 - 1980) Шкатулка "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Палех. 1970.ВОКГ ОФ-4290 84-П
П-84-1
П-84-2
П-84-3
П-84-4
Волков Виктор Николаевич (Род. 1939) Шкатулка "БАМ". Палех. 1977.ВОКГ ОФ-9921 389-П
Ан Олег Владимирович (Род. 1952) Шкатулка "Великикий почин". Палех. 1975.ВОКГ ОФ-9924 392-П
Клипов Александр Николаевич (Род. 1942) Шкатулка "Леший". Палех. 1975.ВОКГ ОФ-9925 393-П
Клипов Александр Николаевич (Род. 1942) Брошь "Жар-птица". Палех. 1977.ВОКГ ОФ-9926 394-П
Семайкин Константин Степанович (Род. 1929) Шкатулка "Родина или смерть!". Палех. 1963.ВОКГ ОФ-9972 440-П
Зверкова Лидия Сергеевна (Род. 1941) Шкатулка "Пошла Маня на базар". Палех. 1976.ВОКГ ОФ-10233 465-П
П-465-1
Смирнова Раиса Алексеевна (1935 - 1996) Шкатулка "Тройка". Палех. 1976.ВОКГ ОФ-10234 466-П
Лебедев Владимир Вениаминович (1945 - 2002) Шкатулка "В ночном." Палех. 1970-е.ВОКГ ОФ-10235 467-П
Лопатина Нина Павловна (Род. 1948) Шкатулка "Хоккей". Палех. 1979.ВОКГ ОФ-10236 468-П
Сивяков Евгений Александрович (Род. 1948) Ларец "Ярослав Мудрый". Палех. 1985.ВОКГ ОФ-19059 926-П
П-926-2
П-926-3
П-926-4
	Плеханов Юрий Васильевич (Род. 1931) Ларец "Слово о Полку Игореве". Палех. 2006.ВОКГ ОФ-20808 992-П
П-992-1
П-992-2
П-992-3
П-992-4
Лопатин Николай Павлович (1947 - 2016) Шкатулка "Сказка о царе Салтане". Палех. 2005.ВОКГ ОФ-20809 П-993
П-993-1
П-993-2
Антонов Виктор Данилович (1936 - 2018) Шкатулка "Въезд красных в село". Федоскино. 1969.ВОКГ ОФ-4262 76-П
Ларишев Геннадий Иванович (1929 - 2008) Шкатулка "Деревенская свадьба". Федоскино. 1977.ВОКГ ОФ-9918 386-П
Антонов Виктор Данилович (1936 - 2018) Шкатулка "Чаепитие". Федоскино. 1974.ВОКГ ОФ-9919 387-П
Липицкий Виктор Дмитриевич (1921 - 1994) Коробочка "Масленица". Федоскино. 1974.ВОКГ ОФ-9922 390-П
П-309-1
Морокин Вячеслав Федорович (Род. 1945) Блюдо "Северная песня". Федоскино. 1976.ВОКГ ОФ-9969 437-П
Карапаев Юрий Васильевич (1936 - 2010) Коробочка миниатюрная "Нива". Федоскино. 1987.ВОКГ ОФ-9970 438-П
Митрофанов Николай Павлович (Род. 1931) Пудреница "Вихрь". Федоскино. 1981.ВОКГ ОФ-9971 439-П
Митрофанов Николай Павлович (Род. 1931) Коробочка "Сосны в дюнах". Федоскино. 1978.ВОКГ ОФ-10232 464-П
Ларишев Геннадий Иванович (1929 - 2008) Шкатулка "Москва праздничная". Федоскино. 1984.ВОКГ ОФ-19057 924-П
Ларишев Геннадий Иванович (1929 - 2008) Шкатулка "Теплый день". Федоскино. 1990.ВОКГ ОФ-19058 925-П
Ларишев Герман Геннадьевич (Род. 1963) Ларец "Москва". Федоскино. 2008.ВОКГ ОФ-20803 987-П
Ларишев Герман Геннадьевич (Род. 1963) Шкатулка "Салют". Федоскино. 2008.ВОКГ ОФ-20804 988-П
Дмитриева Татьяна Алексеевна (Род. 1962) Шкатулка "Чаепитие". Федоскино. 2005.ВОКГ ОФ-20805 989-П
Дмитриева Татьяна Алексеевна (Род. 1962) Шкатулка "А кому какое дело, что я с кумом-то сидела". Федоскино. 2007.ВОКГ ОФ-20806 990-П
Рогатов Сергей Сергеевич (Род. 1955) Шкатулка "Деревья-великаны". Федоскино. 2008.ВОКГ ОФ-20807 991-П
Ларишев Геннадий Иванович (1929 - 2008) Шкатулка "Воспоминания о прошлом". Федоскино. 1984.ВОКГ ОФ-21039 1044-П
Скрипунов Геннадий Венедиктович (Род. 1923) Шкатулка "У избы-читальни". Федоскино. 1980.ВОКГ ОФ-21045 1050-П
П-1050-1
Веселов Михаил Михайлович (Род. 1959) Шкатулка "Александр Невский". Хóлуй. 1988.ВОКГ ОФ-19060 927-П

В фондах Вологодской областной картинной галереи собрана пока не очень большая, но все же художественно значимая коллекция декоративно-прикладного искусства, включающая в себя полторы тысячи произведений. Две трети этой коллекции составляют памятники традиционного русского народного художественного творчества.

Формирование собрания современного отечественного декоративно-прикладного и народного искусства в Вологодской областной картинной галерее началось с первых лет существования музея в 1953 году. На первом этапе формирования коллекции основные новые произведения привозились в Вологду из запасников Министерства культуры РСФСР, которые в свою очередь пополнялись с крупнейших всероссийских выставок 1960-х годов. Подобным образом в нашу коллекцию поступили высокохудожественные произведения лаковой миниатюры из Палеха, Федоскина, Мстёры, Холуя, выполненные ведущими мастерами промысла в 1950-1960-е годы. Среди них работы Манефы Шемаровой, Павла Чалунина, Александра Борунова, Геннадия Мызникова и других.

В 1976-1978 году Министерство культуры РСФСР передало для экспозиции декоративные сосуды из стекла, автор М. В. Грабарь, из хрусталя, автор Х. М. Пыльд, из керамики, автор Л. А. Сошинская, фарфоровые и фаянсовые произведения заслуженных художников РСФСР Л. П. Азаровой и И. Г. Фридрих-Хара, группы мастеров Ленинградского фарфорового завода Т. Н. Беспаловой-Михалевой, Н. И. Бессарабовой, Н. Г. Савиновой. Благодаря, этим поступлениям в собрание ВОКГ коллекция фарфора сегодня одна из самых многочисленных и насчитывает более двухсот уникальных произведений.

Новый этап пополнения коллекции декоративно-прикладного и народного искусства ВОКГ начинается в 1980-е годы. В этот период управлением культуры Вологодской области и галереей приобретаются авторские произведения художников ведущих вологодских народных промыслов, продолжавших активно развиваться в то время. Большинство из этих работ прежде всего появляются на областных художественных выставках как профессиональных, так и самодеятельных авторов. Среди них ставшие сегодня классическими кружевные панно Виктории Ельфиной «Поющее дерево» и Ангелины Ракчеевой «Терем-теремок», скатерть Галины Мамровской «Лето», кружевные аксессуары женских костюмов в разработке Веры Веселовой и Эльзы Хумала. Наряду с кружевоплетением в Вологде начинали возрождаться традиции северной крестьянской вышивки, где активно себя проявили художники Вологодской строчевышивальной фабрики Татьяна Петухова и Наталья Шишпанова. В нарядных полотенцах и скатертях художники сохраняют народный традиционный орнамент и цветовой строй, не отказываясь при этом и от органичных нововведений.

С выставок 1980-х годов в галерею поступают произведения вологодских гончаров Юрия Легкова, Александра Левашова, Татьяны Горбатовой. Возрождая старые гончарные техники поливной и обварной керамики, эти мастера главное внимание уделяют образцам крестьянской посуды и домашней утвари. Традиции крестьянской резьбы по дереву, бытовавшие некогда на Севере, а ныне практически забытые, используют вологжанин Михаил Кирьянов в пряничных досках, а череповчанин Николай Шахов в детских игрушках. Еще один образец крестьянского ремесла – плетенные из бересты игрушки и предметы быта появляются в творчестве другого мастера из Череповца Леонида Галкина. Наряду с традиционными погремушками-шаркунками он виртуозно выполняет в бересте фигуры людей и животных. В этот период приобретаются в коллекцию ВОКГ и предметы крестьянского народного ткачества: половики, дорожки, праздничные пояса из районов Вологодской области. Среди них и уникальные творческие произведения самобытного автора из Шексны Евдокии Пановой. На основе традиционной техники ткачества мастерица выполняла сюжетные панно, посвящая их образу А.С. Пушкина, памятникам архитектуры Вологды и мотивам крестьянского быта. Коллекция художественного текстиля в собрании Вологодской областной картинной галереи насчитывает более семидесяти единиц, изделий из дерева и бересты более ста семидесяти редких произведений.

Начиная с 1980-х годов галерея получает возможность пополнять свои фонды произведениями мастеров из Великого Устюга, развивавших старейшие промыслы шемогодской прорезной бересты и росписи берестяных изделий. Рядом с опытным мастером фабрики «Великоустюгские узоры» Александрой Марковой начинает работать талантливая молодежь – художники Татьяна Вязова и Татьяна Лабутина, активно участвовавшие в областных выставках. Традиционные туеса и шкатулки они украшают орнаментом, включающим в себя не только растительные мотивы, но и современную бытовую тематику. К известным некогда промыслам Великого Устюга относится и особая обработка жестяных изделий, получившая название «мороза по жести». В коллекции картинной галереи этот, ныне утраченный промысел, представлен уникальным произведением Пантелеймона Сосновского, старейшего мастера, последнего представителя промысла, и двумя работами его ученика Бориса Колмогорова (Холмогорова), попытавшегося возродить эту технику. Это обитые жестью шкатулки в виде сундучков и сундук-подголовник. Одним из ведущих промыслов Великого Устюга, начиная с XVIII века, остается чернение по серебру. В коллекции картинной галереи лишь в 1980-е годы появляются работы мастеров фабрики «Северная чернь», определивших современное лицо промысла. Среди них ученики и продолжатели традиций Евстафия Шильниковского – Елизавета Тропина, Владимир Шорохов, их молодые коллеги Людмила Меньшикова и Людмила Бобылева. Среди работ художников северной черни, представленных в коллекции ВОКГ, есть выставочные, высокохудожественные образцы ювелирных изделий и предметов столового серебра: пудреницы, чарки, подносы, варенницы, численностью более сорока авторских работ.

В Великом Устюге в конце ХХ века начала возрождаться техника росписи по эмали и характерная для Севера перегородчатая эмаль, получившая свое дальнейшее развитие в работах художников Вологодского завода опытных художественных изделий. На выставках конца 1980-х - начала 1990-х годов появляются изящные образцы тарелок, шкатулок, подсвечников, технология изготовления и орнамент росписи которых был основан на глубоком изучении музейных коллекций Вологды и Великого Устюга. С выставок в собрание галереи приобретаются произведения Валерия Попова, Владимира и Светланы Глуниных, Сергея Рычкова, Елены Данкевич. Коллекция изделий из металла насчитывает более ста высокохудожественных произведений.

С конца 1980-х годов картинная галерея целенаправленно расширяет географию собираемых в коллекцию произведений народных художественных промыслов. Задачей музейщиков становится представление зрителям не только своего местного материала, но и знакомство с ведущими мастерами народного искусства всей России. В этом вопросе большую помощь галерее оказала Дирекция выставок Художественного фонда РСФСР. В 1987-1993 году Министерство культуры РСФСР через дирекцию художественных выставок Художественного фонда и «Росизопропаганды» передало в коллекцию ВОКГ декоративные композиции и сосуды из стекла С. Е. Андреевой, А. И. Невиницына, Д. Н. и Л. Н. Шушкановых, Т. Д. Шушкановой, Л. Н. Уртаевой, А. Б. Южаковой, из хрусталя А. В. Ершова, Ю. В. Жульева, О. И. Козловой, Е. С. Шувалова, из керамики О. М. Скубченко, М. В. Фаворской-Шаховской, фарфоровые и фаянсовые произведения художников И. С. Аквилоновой, Н. М. Куприяновой, М. М. Тарась, Г. Д. Шуляк, гобелены ручного ткачества Е. В. Рогалевой, Д. И. Смелянской, Л. А. Соколовой. Многие из этих произведений побывали на крупных всероссийских выставках и только потом были переданы в собрание ВОКГ. В залах ВОКГ проводился целый ряд больших выставок современного прикладного искусства России, и в фонды галереи передавались уникальные выставочные экспонаты ведущих народных промыслов страны. Среди них расписные подносы Павла Плахова, Зои Кледовой и Евгения Лапшина жостовской фабрики декоративной росписи, знаменитая хохломская роспись, выполненная Екатериной Доспаловой, Елизаветой Мосиной и Ольгой Лушиной. А также - традиционная русская глиняная игрушка из Рязани, деревни Филимоново, Каргополя, Кирова, деревни Абашево, представленная работами прославленных старейших и современных мастериц – Марфы Сычевой, Анны Зайцевой и Александры Карповой, Ульяны Бабкиной, Екатерины Косс-Деньшиной и Лидии Фалалеевой. С помощью дирекции выставок пополнился уже имевшийся в галерее фонд русской лаковой миниатюры из Мстёры, Федоскина, Палеха, Холуя, который теперь насчитывает более тридцати уникальных работ. Это произведения 1970-х – начала 1980-х годов ведущих художников промысла: Веры Корсаковой, Геннадия Ларишева, Людмилы Демидовой, Нины Любомудровой, Виктора Липецкого, Александра Клипова и других.

С конца 1980-х годов в Вологодской галерее проводится ряд больших персональных выставок ведущих мастеров художественных промыслов северо-западного региона страны, которые позволяют открыть их многогранные творческие индивидуальности. Среди лучших показов можно назвать запомнившиеся зрителям и специалистам экспозиции наших кружевниц – Виктории Ельфиной, Марии Груничевой, Галины Мамровской и Ангелины Ракчеевой. Именно тогда фонды галереи пополнились первоклассными образцами вологодского кружева, который теперь насчитывает более ста высокохудожественных образцов, среди них и вариант знаменитой «Снежинки» В.Н. Ельфиной 1959 года исполнения. Свою единственную в Вологде выставку проводит известный в стране художник дымковской игрушки Лидия Фалалеева. В собрании ВОКГ представлен богатый ассортимент выставочных произведений Л.С. Фалалеевой: павлины, водоноски, барыни и большие декоративные композиции, посвященные народным праздникам и гуляниям.

В начале нового тысячелетия Вологодская областная картинная галерея становится одним из соучредителей всероссийского творческого проекта «Гончары России», осуществляемого вместе с Вологодским областным научно-методическим центром культуры. Благодаря этим выставкам фонды галереи регулярно пополняются новыми образцами вологодской традиционной керамики, ведущих авторов Сергея Лопатенко, Сергея Феньвеши и Владимира Холщагина, художников-исследователей, возрождающих старые приемы обжига и формы глиняных изделий, бытовавших в разных районах Вологодской области. К одной из таких возрожденных техник относится чернолощеная керамика, отличающаяся особой строгостью и изысканностью форм. Фонд художественной керамики в галерее превышает двести единиц хранения.

В фондах картинной галереи имеются произведения ведущих вологодских художников-прикладников. Декоративные произведения с использованием традиций гончарного искусства и современной художественной керамики Татьяны (Ларины) Чистяковой, роспись по батику Тамары Рыбаковой, гобелены и роспись по дереву Валентины Шапкиной, оригинальные ювелирные изделия в сочетании с традиционным вологодским кружевом художника по металлу Владимира Кордюкова.

На протяжении всех лет работы Вологодская картинная галерея активно использует свою коллекцию народного искусства. Произведения народных художественных промыслов Вологодчины всегда включаются в стационарные и передвижные выставки, представляющие традиции изобразительного искусства области. Это и дни Вологодской области, проводимые в Москве и Санкт-Петербурге, и большие выставочные проекты «Искусство земли Вологодской», с успехом прошедшие не только в столичных залах, но и в крупных городах страны. Такая активная экспозиционно-выставочная и научно-просветительская, творческая позиция картинной галереи позволяет пополнять музейные фонды народного искусства не только из частных собраний, но и государственных запасников. Пример тому значительная передача в ВОКГ произведений мастеров ведущих народных художественных промыслов России, осуществленная в 2000-е годы из Министерства культуры России через Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Среди них достаточно полное поступление традиционной глиняной народной игрушки – дымковской, филимоновской, тульской, обогатившее уже имеющуюся в картинной галерее коллекцию игрушки, численность которого сегодня достигает более ста сорока единиц. Таким же весомым дополнением к ранее собранному материалу стали вновь поступившие работы художников лаковой миниатюры из Мстёры, Федоскина, Палеха и Холуя, который теперь насчитывает более сорока высокохудожественных произведений. Качественно пополнился и ряд произведений жостовских мастеров.

Раздел «Современное отечественное декоративно-прикладное и народное искусство» Вологодской областной картинной галереи находится в настоящий период в стадии самой активной собирательской работы. В последнее время собрание ВОКГ пополнилось произведениями ведущих художников предприятий народных художественных промыслов. С помощью Министерства культуры РФ были закуплены с Всероссийской художественной выставки «Современное народное искусство России. Традиции и современность», проходившей в Вологде в 2008 году, работы мастеров северной черни, вологодское кружево, коллекция посуды с хохломской росписью, изделия павловопосадского платочного предприятия, лаковая миниатюра, жостовские расписные подносы.

 ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА

Лаковая миниатюра в коллекции Вологодмкой областной картинной галереи.

            Среди лучших экспонатов собрания Вологодской областной картинной галереи, особое внимание всегда  привлекают произведения русской лаковой живописи мастеров Федоскино, Палеха, Холуя и Мстёры. Русская лаковая живопись, имеющая давние и прочные традиции - поистине уникальное явление отечественного искусства. Своеобразие русских лаков заключается не только в их технологической специфике, но и в неповторимых художественных особенностях – яркой красочности, декоративности, изяществе художественного языка,  разнообразии и содержательности сказочно-фольклорных сюжетов. И поныне отечественные мастера лаковой миниатюры сохраняют такие ее традиционные качества, как выразительность сюжетной композиции, гармоничность и звучность колорита, эмоциональность и поэтичность образного строя.

            Если обратиться к историческим корням лаковой живописи Палеха, Холуя и Мстёры, то выясняется, что своим существованием все они обязаны опыту известных в России уже в XIX веке подмосковных лаковых мастерских села Данилково (нынешнее Федоскино), владельцами которых были несколько поколений купцов Лукутиных и Вишняковых. Началом федоскинской живописи на папье-маше послужила основанная купцом Коробовым в 1795 году фабрика по изготовлению лакированных козырьков для солдатских головных уборов. За Коробовым пришел Лукутин, со времени которого и началось производство известных всем лаковых коробочек, чьи крышки украшались самыми разнообразными сюжетами, начиная от незатейливых, покрытых геометрической сеткой («шотландкой») или изображавших «райскую» птичку на ветке и кончая сложно скомпонованными сценами на бытовые темы.

            «Папье-маше» в переводе на русский язык означает  - «жёванная бумага», в России ее иногда называли «битой бумагой», то есть толченой и  смешанной с клеем. Процесс изготовления формы из папье-маше достаточно длинный и трудоемкий. Хлопчатобумажную массу, а впоследствии картон, размягчали и придавали ей определенную форму. После чего проклеивали, просушивали, обильно покрывали льняным маслом, шлифовали и вновь просушивали. После росписи произведения еще раз покрывались слоями лака и проходили термическую обработку. Отметим, что по прочности такие изделия не уступали предметам, изготовленным из ценных пород дерева.

            Лаковая живопись на папье-маше получила широчайшее распространение в России XIX века. «Лукутинские» изделия, а это были табакерки, ящики, дорожные стаканы, сигарочницы и т.д. были обращены к самым разным слоям российского общества. Это в конечном результате и определило демократичный характер живописи, украшавшей эти предметы. Уже первые лукутинские росписи были ориентированы на «ученое» реалистическое искусство, в котором сюжет и предметность играли главную роль. Обращение к современному станковому искусству в раннюю пору развития промысла способствовало раскрытию творческой инициативы отдельных мастеров. Именно народное начало предопределило рождение подлинного, высокохудожественного стиля лукутинской миниатюры. Обращение к реальной действительности характерно и для современной федоскинской миниатюрной живописи. Расширяя тематику своих произведений, современные художники обращаются и к пейзажу, и к литературным фольклорно-песенным сюжетам.  Мастера Федоскино сегодня  сохраняют особенности традиционных живописных приемов, рожденных в практике их предшественников. Это и многослойная масляная живопись, завершающаяся тонкими лессировками, и использование в качестве грунта сусального золота, серебряного или иного металлического порошка, и, наконец, применение перламутровых пластин-вставок.

            Художественный промысел Палеха (Ивановская область), известный сегодня не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами, возник лишь в начале ХХ века. Основой художественного языка палешан стал древнерусский иконописный стиль XVII столетия, так называемое «строгановское» узорочье. В отличие от федоскинской  палехская миниатюра исполняется яичной темперой по черному лаковому фону. И это не случайно, ведь промысел начинали бывшие иконописцы и реставраторы. Для языка палешан стали характерны яркие локальные краски, тонкий рисунок, изящные удлиненные фигуры и обилие золота. Ларцы, шкатулки, пасхальные яйца, панно и броши художники Палеха украшают сюжетами литературной, сказочной и фольклорной тематики. В практике палешан сегодня  возрождаются и традиции написания иконописных образов. 

            Вторым центром лаковой живописи в Ивановской области стал поселок Холуй, промысел которого начал развиваться с 1930-х годов. Опираясь на местные иконописные традиции, еще сохранившиеся к тому времени, художники Холуя изучили и взяли на вооружение технологический и художественный опыт федоскинской и палехской миниатюры.  Холуйская миниатюра, как и палехская, обязательно исполняется яичной темперой. В росписи используются фольклорные, исторические и в то же время бытовые мотивы, как в Федоскино. Особенностью художественного языка  мастеров Холуя являются  укрупненные фигуры героев, изображенные чаще всего на фоне декоративного, условного пейзажа. Как и в других лаковых промыслах, холуйские мастера предпочитают работать в традиционных формах шкатулок и коробочек.  

            К 1930-м годам относится  возникновение Мстёрского промысла лаковой живописи во Владимирской области. Там  работают с традиционными формами шкатулок, ларцов, пасхальных яиц и панно, сделанных из папье-маше, применяя темперную краску. И в то же время художники Мстёры нашли свой живописный язык, мягкий и лиричный. Их сюжетные композиции фольклорного, сказочного и бытового характера почти всегда разворачиваются на тонко проработанном пейзажном фоне.

                                                                                                                                                    Любовь Соснина.

МАСТЕРСКАЯ ВИШНЯКОВЫХ

Мастерская Вишняковых. (1810 - 1917) Чайница "У колодца". Московская губерния. 1885-1890.

Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. Ø-9,5;  h-10,5.

Надписи, подписи: Внутри на крышке клеймо: под короной 4 медали 1865, 1872, 1882, 1882; ниже на ленте надпись: И.Вишняков

ВОКГ ОФ-17110   905-П

   МСТЁРА  

1.Мошкович Владимир Капельевич (Род. 1946)  Шкатулка "Вечер". Мстёра. 1970.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 9 х 13 х 4.
ВОКГ ОФ-4289   83-П

2.Демидова Лидия Александровна (Род. 1927)  Шкатулка "С Победой". Мстёра. 1975.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 13,5 х 20 х 4.
ВОКГ ОФ-9917 385-П


3.Любомудрова Нина Александровна (1928 - 1999)  Шкатулка "Праздник в колхозе". Мстёра. 1973.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 14,7 х 25 х 3,3.
ВОКГ ОФ-9920 388-П


4.Корсакова Вера Степановна (1918 - 1999) Шкатулка "Счастливое детство". Мстёра. 1977.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 10 х 17 х 3,2.
ВОКГ ОФ-9923 391-П

5. Муратов Вячеслов Сергеевич (Род. 1948) Шкатулка "Сказка о золотом петушке". Мстёра. 1978.
Папье-маше, темпера яичная, лак, позолота, миниатюрная живопись. 12,2 х 17,5 х 3,5.
ВОКГ ОФ-10231 463-П


6.Гусев Владимир Николаевич (Род. 1955) Шкатулка "Призыв Минина к нижегородцам". Мстёра. 1989.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 4,3 Х 14,4 Х 20,1.
ВОКГ ОФ-19055  922-П

 ПАЛЕХ    

 1. Рябов Виктор Евгеньевич (1928 - 2003)
Пудреница "Царевна-лягушка". Палех. 1960.
Папье-маше, темпера яичная, миниатюрная живопись, лак. Ø-6;  h-2.
ВОКГ ОФ-961 62-П

2.Шемарова (Малинкина) Манефа Павловна (1918 - 1981)
Солонка "Сарафанчик-раздуванчик". Палех. 1960.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 19 х 11,5 х 13.
ВОКГ ОФ-962  64-П

3.Чалунин Павел Федорович (1918 - 1980)
Пластина "Русские богатыри". Палех. 1956.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 30 х 35 х 1.
ВОКГ ОФ-963  66-П

4.Борунов Александр Васильевич (1920 - 1994)
Шкатулка "Там, вдали за рекой". Палех. 1970.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 18,6 х 18,4 х 3,2.
ВОКГ ОФ-4275  77-П

5.Ермолаев Борис Михайлович (1934 - 2001)
Шкатулка "Кащей бессмертный". Палех. 1963.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 6,3 х 7,7 х 5,8.
ВОКГ ОФ-4277  79-П

6.Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 - 2010)
Шкатулка "Сквозь годы борьбы". Палех. 1970.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 5,5 х 5,5 х 3,2.
ВОКГ ОФ-4278  80-П

7.Мызников Геннадий Константинович (1920 - 1980)
Шкатулка "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Палех. 1970.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 3 х 3,5 х 3.
ВОКГ ОФ-4290   84-П


8.Волков Виктор Николаевич (Род. 1939)
Шкатулка "БАМ". Палех. 1977.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 20,5 х 27,3 х 5,3.
ВОКГ ОФ-9921  389-П

9.Ан Олег Владимирович (Род. 1952)
Шкатулка "Великикий почин". Палех. 1975.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 12,1 х 17,1 х 4,3.
ВОКГ ОФ-9924  392-П

10. Клипов Александр Николаевич (Род. 1942)
Шкатулка "Леший". Палех. 1975.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 5,5 х 4,2 х 3.
ВОКГ ОФ-9925   393-П

11.Клипов Александр Николаевич (Род. 1942)
Брошь "Жар-птица". Палех. 1977.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. Ø-5;  h-2.
ВОКГ ОФ-9926  394-П

12.Семайкин Константин Степанович (Род. 1929)
Шкатулка "Родина или смерть!". Палех. 1963.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. Ø-20;  h-4.
ВОКГ ОФ-9972  440-П

13.Зверкова Лидия Сергеевна (Род. 1941)
Шкатулка "Пошла Маня на базар". Палех. 1976.
Папье-маше, темпера яичная, лак, позолота, миниатюрная живопись. 5,7 х 5,7 х 2,8.
ВОКГ ОФ-10233  465-П
14.Смирнова Раиса Алексеевна (1935 - 1996)
Шкатулка "Тройка". Палех. 1976.
Папье-маше, темпера яичная, лак, позолота, миниатюрная живопись. 5,7 х 4,5 х 2,9.
ВОКГ ОФ-10234  466-П

15.Лебедев Владимир Вениаминович (1945 - 2002)
Шкатулка "В ночном." Палех. 1970-е.
Папье-маше, темпера яичная, лак, позолота, миниатюрная живопись. 12,1 х 12,1 х 4,1.
ВОКГ ОФ-10235 467-П

16.Лопатина Нина Павловна (Род. 1948)
Шкатулка "Хоккей". Палех. 1979.
Папье-маше, темпера яичная, лак, позолота, миниатюрная живопись. Ø-14,5;  h-3,4.
ВОКГ ОФ-10236  468-П

17.Сивяков Евгений Александрович (Род. 1948)
Ларец "Ярослав Мудрый". Палех. 1985.
Папье-маше, темпера яичная, миниатюрная живопись, лак. 8,4 х 10,4 х 12,8.
ВОКГ ОФ-19059  926-П

18.Плеханов Юрий Васильевич (Род. 1931)
Ларец "Слово о Полку Игореве". Палех. 2006.
Папье-маше, темпера яичная, лак, позолота, миниатюрная живопись. 14 х 19 х 15.
ВОКГ ОФ-20808  992-П

19.Лопатин Николай Павлович (1947 - 2016)
Шкатулка "Сказка о царе Салтане". Палех. 2005.
Папье-маше, темпера яичная, лак, позолота, миниатюрная живопись. Ø-12,2;  h-20.
ВОКГ ОФ-20809   П-993

ФЕДОСКИНО

1.    Антонов Виктор Данилович (1936 - 2018)
Шкатулка "Въезд красных в село". Федоскино. 1969.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 5,4 х 28,5.
ВОКГ ОФ-4262  76-П

2.Ларишев Геннадий Иванович (1929 - 2008)
Шкатулка "Деревенская свадьба". Федоскино. 1977.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 6,3 х 9 х 3,4.
ВОКГ ОФ-9918  386-П

3.Антонов Виктор Данилович (1936 - 2018)
Шкатулка "Чаепитие". Федоскино. 1974.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 5,8 х 7,5 х 3,8.
ВОКГ ОФ-9919  387-П

4.Липицкий Виктор Дмитриевич (1921 - 1994)
Коробочка "Масленица". Федоскино. 1974.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись, перламутр. 9,8 х 8,2 х 4,8.
ВОКГ ОФ-9922   390-П

5.Морокин Вячеслав Федорович (Род. 1945)
Блюдо "Северная песня". Федоскино. 1976.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. Ø - 25,6.
ВОКГ ОФ-9969  437-П

6.Карапаев Юрий Васильевич (1936 - 2010)
Коробочка миниатюрная "Нива". Федоскино. 1987.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. 3,2 х 3,2 х 1,9.
ВОКГ ОФ-9970   438-П

7.Митрофанов Николай Павлович (Род. 1931)
Пудреница "Вихрь". Федоскино. 1981.
Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись. Ø-6;  h-1,9.
ВОКГ ОФ-9971   439-П

8.Митрофанов Николай Павлович (Род. 1931)
Коробочка "Сосны в дюнах". Федоскино. 1978.
Папье-маше, темпера яичная, лак, перламутр, миниатюрная живопись. 7,6 х 10,7 х 2,9.
ВОКГ ОФ-10232   464-П  

9.Ларишев Геннадий Иванович (1929 - 2008)
Шкатулка "Москва праздничная". Федоскино. 1984.
Папье-маше, темпера яичная, миниатюрная живопись, лак. 11,8 х 24,4 х 33,4.
ВОКГ ОФ-19057  924-П

10.Ларишев Геннадий Иванович (1929 - 2008)
Шкатулка "Теплый день". Федоскино. 1990.
Папье-маше, темпера яичная, миниатюрная живопись, лак. 3,2 х 9,1.
ВОКГ ОФ-19058   925-П

11.Ларишев Герман Геннадьевич (Род. 1963)
Ларец "Москва". Федоскино. 2008.
Папье-маше, перламутр, масло, лак, позолота, миниатюрная живопись. 26 х 32 х 12,5.
ВОКГ ОФ-20803   987-П

12.Ларишев Герман Геннадьевич (Род. 1963)
Шкатулка "Салют". Федоскино. 2008.
Папье-маше, масло, лак, позолота. 11 х 13,7 х 2,5.
ВОКГ ОФ-20804   988-П

13.Дмитриева Татьяна Алексеевна (Род. 1962)
Шкатулка "Чаепитие". Федоскино. 2005.
Папье-маше, масло, лак, позолота, миниатюрная живопись. 8,3 х 5,7 х 2,9.
ВОКГ ОФ-20805  989-П

14.Дмитриева Татьяна Алексеевна (Род. 1962)
Шкатулка "А кому какое дело, что я с кумом-то сидела". Федоскино. 2007.
Папье-маше, масло, лак, позолота, миниатюрная живопись. 8,5 х 9,5 х 2,5.
ВОКГ ОФ-20806   990-П

15.Рогатов Сергей Сергеевич (Род. 1955)
Шкатулка "Деревья-великаны". Федоскино. 2008.
Папье-маше, масло, лак, миниатюрная живопись. 11,5 х 18,5 х 7,2.
ВОКГ ОФ-20807  991-П

16.Ларишев Геннадий Иванович (1929 - 2008)
Шкатулка "Воспоминания о прошлом". Федоскино. 1984.
Папье-маше, масло, лак, миниатюрная живопись. 7,3 х 6 х 4,2.
ВОКГ ОФ-21039    1044-П

17.Скрипунов Геннадий Венедиктович (Род. 1923)
Шкатулка "У избы-читальни". Федоскино. 1980.
Папье-маше, масло, лак, миниатюрная живопись. 7,6 х 6 х 4,2.
ВОКГ ОФ-21045    1050-П

ХОЛУЙ

1.    Веселов Михаил Михайлович (Род. 1959)
Шкатулка "Александр Невский". Хóлуй. 1988.
Папье-маше, темпера яичная, миниатюрная живопись, лак. 17,2 х 24,1 х 4,1.
ВОКГ ОФ-19060     927-П

          

 

 

 

все коллекции >
Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00