Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00

Декоративно-прикладное и народное искусство ХХ – начала ХХI века

Центральный выставочный зал
г. Вологда, Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-14-33, 72-79-02
chief-gallery@mail.ru
Ельфина В. Н. Скатерть «Снежинка». 1959. Лен, хлопок, сцепное плетение.
Фалалеева Л. С. Дымковская игрушка «Водоноска». 1985. Глина, обжиг, роспись.
Попов В. В. Пасхальное яйцо «Красная пасха». Крест «Яхонтовый». 1995. Нейзильбер, рубин, филигрань
Ларишев Г. И. Шкатулка «Теплый вечер». 1984. Федоскино. Папье-маше, масло, лак.
Домникова М. Е. Жостовский поднос «Осенний мотив». 2007. Металл, масло, лак
Гончарова Л.Ю. Жостовский поднос «Бордовый». 2007. Металл, масло, лак.
Ларишев Г. Г. Ларец «Москва». 2008. Федоскино. Папье-маше, масло, лак
Дмитриева Т. А. Шкатулка «Чаепитие». 2005. Федоскино. Папье-маше, масло золото лак.
Муратов В. С. Шкатулка «Сказка о золотом петушке». 1978. Мстёра. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Некрасова Г. А. Икона «Богоматерь Владимирская» (в деревянном киоте). 2006. Медь, белый металл, дерево, эмаль.
Зварич А. Н. Керамика. Чесночница. 2008. Глина, глазурь, обжиг.
Сухаревская Т. П. Павловопосадский платок «Лето в Павлове». 2005. Шерсть, шелк, набойка.
Мамровская Г. Н. Скатерть «Великоустюгские узоры». 2002. Лен, сцепное плетение.
Азарова Л. П. Женщина с самоваром. Скульптура. Гжель. 1980. Фарфор, подглазурная роспись.

В фондах Вологодской областной картинной галереи собрана пока не очень большая, но все же художественно значимая коллекция декоративно-прикладного искусства, включающая в себя полторы тысячи произведений. Две трети этой коллекции составляют памятники традиционного русского народного художественного творчества.

Формирование собрания современного отечественного декоративно-прикладного и народного искусства в Вологодской областной картинной галерее началось с первых лет существования музея в 1953 году. На первом этапе формирования коллекции основные новые произведения привозились в Вологду из запасников Министерства культуры РСФСР, которые в свою очередь пополнялись с крупнейших всероссийских выставок 1960-х годов. Подобным образом в нашу коллекцию поступили высокохудожественные произведения лаковой миниатюры из Палеха, Федоскина, Мстёры, Холуя, выполненные ведущими мастерами промысла в 1950-1960-е годы. Среди них работы Манефы Шемаровой, Павла Чалунина, Александра Борунова, Геннадия Мызникова и других.

В 1976-1978 году Министерство культуры РСФСР передало для экспозиции декоративные сосуды из стекла, автор М. В. Грабарь, из хрусталя, автор Х. М. Пыльд, из керамики, автор Л. А. Сошинская, фарфоровые и фаянсовые произведения заслуженных художников РСФСР Л. П. Азаровой и И. Г. Фридрих-Хара, группы мастеров Ленинградского фарфорового завода Т. Н. Беспаловой-Михалевой, Н. И. Бессарабовой, Н. Г. Савиновой. Благодаря, этим поступлениям в собрание ВОКГ коллекция фарфора сегодня одна из самых многочисленных и насчитывает более двухсот уникальных произведений.

Новый этап пополнения коллекции декоративно-прикладного и народного искусства ВОКГ начинается в 1980-е годы. В этот период управлением культуры Вологодской области и галереей приобретаются авторские произведения художников ведущих вологодских народных промыслов, продолжавших активно развиваться в то время. Большинство из этих работ прежде всего появляются на областных художественных выставках как профессиональных, так и самодеятельных авторов. Среди них ставшие сегодня классическими кружевные панно Виктории Ельфиной «Поющее дерево» и Ангелины Ракчеевой «Терем-теремок», скатерть Галины Мамровской «Лето», кружевные аксессуары женских костюмов в разработке Веры Веселовой и Эльзы Хумала. Наряду с кружевоплетением в Вологде начинали возрождаться традиции северной крестьянской вышивки, где активно себя проявили художники Вологодской строчевышивальной фабрики Татьяна Петухова и Наталья Шишпанова. В нарядных полотенцах и скатертях художники сохраняют народный традиционный орнамент и цветовой строй, не отказываясь при этом и от органичных нововведений.

С выставок 1980-х годов в галерею поступают произведения вологодских гончаров Юрия Легкова, Александра Левашова, Татьяны Горбатовой. Возрождая старые гончарные техники поливной и обварной керамики, эти мастера главное внимание уделяют образцам крестьянской посуды и домашней утвари. Традиции крестьянской резьбы по дереву, бытовавшие некогда на Севере, а ныне практически забытые, используют вологжанин Михаил Кирьянов в пряничных досках, а череповчанин Николай Шахов в детских игрушках. Еще один образец крестьянского ремесла – плетенные из бересты игрушки и предметы быта появляются в творчестве другого мастера из Череповца Леонида Галкина. Наряду с традиционными погремушками-шаркунками он виртуозно выполняет в бересте фигуры людей и животных. В этот период приобретаются в коллекцию ВОКГ и предметы крестьянского народного ткачества: половики, дорожки, праздничные пояса из районов Вологодской области. Среди них и уникальные творческие произведения самобытного автора из Шексны Евдокии Пановой. На основе традиционной техники ткачества мастерица выполняла сюжетные панно, посвящая их образу А.С. Пушкина, памятникам архитектуры Вологды и мотивам крестьянского быта. Коллекция художественного текстиля в собрании Вологодской областной картинной галереи насчитывает более семидесяти единиц, изделий из дерева и бересты более ста семидесяти редких произведений.

Начиная с 1980-х годов галерея получает возможность пополнять свои фонды произведениями мастеров из Великого Устюга, развивавших старейшие промыслы шемогодской прорезной бересты и росписи берестяных изделий. Рядом с опытным мастером фабрики «Великоустюгские узоры» Александрой Марковой начинает работать талантливая молодежь – художники Татьяна Вязова и Татьяна Лабутина, активно участвовавшие в областных выставках. Традиционные туеса и шкатулки они украшают орнаментом, включающим в себя не только растительные мотивы, но и современную бытовую тематику. К известным некогда промыслам Великого Устюга относится и особая обработка жестяных изделий, получившая название «мороза по жести». В коллекции картинной галереи этот, ныне утраченный промысел, представлен уникальным произведением Пантелеймона Сосновского, старейшего мастера, последнего представителя промысла, и двумя работами его ученика Бориса Колмогорова (Холмогорова), попытавшегося возродить эту технику. Это обитые жестью шкатулки в виде сундучков и сундук-подголовник. Одним из ведущих промыслов Великого Устюга, начиная с XVIII века, остается чернение по серебру. В коллекции картинной галереи лишь в 1980-е годы появляются работы мастеров фабрики «Северная чернь», определивших современное лицо промысла. Среди них ученики и продолжатели традиций Евстафия Шильниковского – Елизавета Тропина, Владимир Шорохов, их молодые коллеги Людмила Меньшикова и Людмила Бобылева. Среди работ художников северной черни, представленных в коллекции ВОКГ, есть выставочные, высокохудожественные образцы ювелирных изделий и предметов столового серебра: пудреницы, чарки, подносы, варенницы, численностью более сорока авторских работ.

В Великом Устюге в конце ХХ века начала возрождаться техника росписи по эмали и характерная для Севера перегородчатая эмаль, получившая свое дальнейшее развитие в работах художников Вологодского завода опытных художественных изделий. На выставках конца 1980-х - начала 1990-х годов появляются изящные образцы тарелок, шкатулок, подсвечников, технология изготовления и орнамент росписи которых был основан на глубоком изучении музейных коллекций Вологды и Великого Устюга. С выставок в собрание галереи приобретаются произведения Валерия Попова, Владимира и Светланы Глуниных, Сергея Рычкова, Елены Данкевич. Коллекция изделий из металла насчитывает более ста высокохудожественных произведений.

С конца 1980-х годов картинная галерея целенаправленно расширяет географию собираемых в коллекцию произведений народных художественных промыслов. Задачей музейщиков становится представление зрителям не только своего местного материала, но и знакомство с ведущими мастерами народного искусства всей России. В этом вопросе большую помощь галерее оказала Дирекция выставок Художественного фонда РСФСР. В 1987-1993 году Министерство культуры РСФСР через дирекцию художественных выставок Художественного фонда и «Росизопропаганды» передало в коллекцию ВОКГ декоративные композиции и сосуды из стекла С. Е. Андреевой, А. И. Невиницына, Д. Н. и Л. Н. Шушкановых, Т. Д. Шушкановой, Л. Н. Уртаевой, А. Б. Южаковой, из хрусталя А. В. Ершова, Ю. В. Жульева, О. И. Козловой, Е. С. Шувалова, из керамики О. М. Скубченко, М. В. Фаворской-Шаховской, фарфоровые и фаянсовые произведения художников И. С. Аквилоновой, Н. М. Куприяновой, М. М. Тарась, Г. Д. Шуляк, гобелены ручного ткачества Е. В. Рогалевой, Д. И. Смелянской, Л. А. Соколовой. Многие из этих произведений побывали на крупных всероссийских выставках и только потом были переданы в собрание ВОКГ. В залах ВОКГ проводился целый ряд больших выставок современного прикладного искусства России, и в фонды галереи передавались уникальные выставочные экспонаты ведущих народных промыслов страны. Среди них расписные подносы Павла Плахова, Зои Кледовой и Евгения Лапшина жостовской фабрики декоративной росписи, знаменитая хохломская роспись, выполненная Екатериной Доспаловой, Елизаветой Мосиной и Ольгой Лушиной. А также - традиционная русская глиняная игрушка из Рязани, деревни Филимоново, Каргополя, Кирова, деревни Абашево, представленная работами прославленных старейших и современных мастериц – Марфы Сычевой, Анны Зайцевой и Александры Карповой, Ульяны Бабкиной, Екатерины Косс-Деньшиной и Лидии Фалалеевой. С помощью дирекции выставок пополнился уже имевшийся в галерее фонд русской лаковой миниатюры из Мстёры, Федоскина, Палеха, Холуя, который теперь насчитывает более тридцати уникальных работ. Это произведения 1970-х – начала 1980-х годов ведущих художников промысла: Веры Корсаковой, Геннадия Ларишева, Людмилы Демидовой, Нины Любомудровой, Виктора Липецкого, Александра Клипова и других.

С конца 1980-х годов в Вологодской галерее проводится ряд больших персональных выставок ведущих мастеров художественных промыслов северо-западного региона страны, которые позволяют открыть их многогранные творческие индивидуальности. Среди лучших показов можно назвать запомнившиеся зрителям и специалистам экспозиции наших кружевниц – Виктории Ельфиной, Марии Груничевой, Галины Мамровской и Ангелины Ракчеевой. Именно тогда фонды галереи пополнились первоклассными образцами вологодского кружева, который теперь насчитывает более ста высокохудожественных образцов, среди них и вариант знаменитой «Снежинки» В.Н. Ельфиной 1959 года исполнения. Свою единственную в Вологде выставку проводит известный в стране художник дымковской игрушки Лидия Фалалеева. В собрании ВОКГ представлен богатый ассортимент выставочных произведений Л.С. Фалалеевой: павлины, водоноски, барыни и большие декоративные композиции, посвященные народным праздникам и гуляниям.

В начале нового тысячелетия Вологодская областная картинная галерея становится одним из соучредителей всероссийского творческого проекта «Гончары России», осуществляемого вместе с Вологодским областным научно-методическим центром культуры. Благодаря этим выставкам фонды галереи регулярно пополняются новыми образцами вологодской традиционной керамики, ведущих авторов Сергея Лопатенко, Сергея Феньвеши и Владимира Холщагина, художников-исследователей, возрождающих старые приемы обжига и формы глиняных изделий, бытовавших в разных районах Вологодской области. К одной из таких возрожденных техник относится чернолощеная керамика, отличающаяся особой строгостью и изысканностью форм. Фонд художественной керамики в галерее превышает двести единиц хранения.

В фондах картинной галереи имеются произведения ведущих вологодских художников-прикладников. Декоративные произведения с использованием традиций гончарного искусства и современной художественной керамики Татьяны (Ларины) Чистяковой, роспись по батику Тамары Рыбаковой, гобелены и роспись по дереву Валентины Шапкиной, оригинальные ювелирные изделия в сочетании с традиционным вологодским кружевом художника по металлу Владимира Кордюкова.

На протяжении всех лет работы Вологодская картинная галерея активно использует свою коллекцию народного искусства. Произведения народных художественных промыслов Вологодчины всегда включаются в стационарные и передвижные выставки, представляющие традиции изобразительного искусства области. Это и дни Вологодской области, проводимые в Москве и Санкт-Петербурге, и большие выставочные проекты «Искусство земли Вологодской», с успехом прошедшие не только в столичных залах, но и в крупных городах страны. Такая активная экспозиционно-выставочная и научно-просветительская, творческая позиция картинной галереи позволяет пополнять музейные фонды народного искусства не только из частных собраний, но и государственных запасников. Пример тому значительная передача в ВОКГ произведений мастеров ведущих народных художественных промыслов России, осуществленная в 2000-е годы из Министерства культуры России через Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Среди них достаточно полное поступление традиционной глиняной народной игрушки – дымковской, филимоновской, тульской, обогатившее уже имеющуюся в картинной галерее коллекцию игрушки, численность которого сегодня достигает более ста сорока единиц. Таким же весомым дополнением к ранее собранному материалу стали вновь поступившие работы художников лаковой миниатюры из Мстёры, Федоскина, Палеха и Холуя, который теперь насчитывает более сорока высокохудожественных произведений. Качественно пополнился и ряд произведений жостовских мастеров.

Раздел «Современное отечественное декоративно-прикладное и народное искусство» Вологодской областной картинной галереи находится в настоящий период в стадии самой активной собирательской работы. В последнее время собрание ВОКГ пополнилось произведениями ведущих художников предприятий народных художественных промыслов. С помощью Министерства культуры РФ были закуплены с Всероссийской художественной выставки «Современное народное искусство России. Традиции и современность», проходившей в Вологде в 2008 году, работы мастеров северной черни, вологодское кружево, коллекция посуды с хохломской росписью, изделия павловопосадского платочного предприятия, лаковая миниатюра, жостовские расписные подносы.

все коллекции >
Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00