Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00

Межмузейные выставки: уникальная скульптура Беатрисы Сандомирской из коллекции Вологодской областной картинной галереи на выставке в Сокольском краеведческом музее

Межмузейные выставки: уникальная скульптура Беатрисы Сандомирской

из коллекции Вологодской областной картинной галереи в Соколе

Беатриса Юрьевна Сандомирская (1894-1974) – одна из ярких представительниц отечественной скульптуры. Профессиональное образование получила у ведущих российских ваятелей - Л. В. Шервуда, Р. Р. Баха, С. М. Волнухина. Была знакома с С. Т. Конёнковым и считала себя его последователем. Она стала известна в возрасте 24 лет как автор первого памятника, поставленного в Москве по ленинскому плану монументальной пропаганды. Четырёхметровая ростовая фигура французского революционера Робеспьера из бетона была установлена 3 ноября 1918 года в Александровском саду. Однако, памятнику было суждено простоять только три дня. В ночь с 6 на 7 ноября того же года он был разрушен. Причина доподлинно неизвестна и в наши дни: то ли это было преступное посягательство, то ли следствие неправильной установки скульптуры на постамент, то ли разрушение плохого бетона из-за дождя и последующих заморозков.

Начало 1920-х годов Сандомирская встретила как ярый приверженец конструктивизма. В эти годы она свободно экспериментировала с различными материалами: металл, стекло, картон, фанера. Но достаточно скоро разочаровалась в конструктивизме, посчитав, что этот стиль ограничивает ее творческую фантазию, и уничтожила работы 1920—1922 года.

Не прошла Беатриса Юрьевна и мимо увлечения африканской пластикой, создав ряд произведений в эфиопском стиле. В 1930-х годах Сандомирская участвовала в работе «Бригады скульпторов, работающих в дереве». 1935 год стал годом представительной московской выставки «Скульптура в дереве», не ставшей однако, как планировалось, регулярной. Художники «Бригады скульпторов» проповедовали, что только дерево с его пластичностью является настоящим скульптурным материалом, предсказывали большое будущее деревянной скульптуре не только в интерьерах общественных зданий, но и на фасадах. Однако развитие советской монументалистики пошло по другому пути.

В поисках творческого вдохновения скульптор много ездила по стране, погружаясь в кавказскую и среднеазиатскую культуру и национальный колорит. Критики отмечал свойственные скульптуре Сандомирской мощную монументальную пластику, внутреннюю напряжённость, лаконичность и собирательность образов.

В 1966 году в Москве с большим успехом прошла персональная выставка мастера, на которой экспонировались 145 деревянных скульптур. В её экспозицию  вошли самые разнообразные произведения: женские фигуры, портреты, барельефы, проекты памятников и уникальный в своем роде цикл «Космос», где рядом с изображением лётчика-космонавта Германа Титова соседствовали странные неземные существа из Галактики, фантастические жители Марса, Венеры и Юпитера, украшенные янтарными и металлическими вставками по дереву. Большая часть работ Сандомирской с этой выставки была приобретена ведущими музеями страны, попала в фонды Министерства культуры СССР. Именно из этих запасников отдельные из уникальных произведений художницы были переданы в 1977 году в фонды Вологодской областной картинной галереи.

Не так часто, как хотелось бы, скульптура Б.Ю.Сандомирской экспонируется в наших залах, но выставка в Сокольском краеведческом музее, посвященная покорению космоса и 85-летию со дня рождения первого космонавта мира Юрия Гагарина, подготовленная Вологодской картинной галереей по просьбе сокольских музейщиков, приобретет особый колорит, благодаря этим ярким, запоминающимся экспонатам.

Любовь Соснина главный хранитель Вологодской областной картинной галереи.

все новости >
Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00