Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00

С 19 января по 25 февраля 2018 года в МТЦ "Дом Корбакова" работа межрегиональной выставки «Мост культур. Уфа – Вологда : Александр Пантелеев, Михаил Копьев, Ян Крыжевский».

с 19 января по 25 февраля
Музейно-творческий центр "Дом Корбакова"
160001, г. Вологда, ул. Октябрьская, д.13
посмотреть на карте
8 (8172) 72-55-76, 72-17-47, заведующий - Корбакова Светлана Михайловна
chief-gallery@mail.ru
с 10-00 до 18-00

С 19 января  по 25 февраля 2018 года в МТЦ "Дом Корбакова"  работа  межрегиональной  выставки «Мост культур. Уфа – Вологда : Александр Пантелеев, Михаил Копьев, Ян Крыжевский».

УФИМСКИЕ ХУДОЖНИКИ В ВОЛОГДЕ

Вологодская изобразительная культура последней четверти  ХХ века формировалась на сложной основе, включавшей как местные традиции – творчество своих художников - профессионалов, так и новации, привносимые из других регионов. Одним из важных художественных центров, серьезно повлиявших на сложение современной художественной культуры Вологодчины, стал Уральский регион, конкретнее – город Уфа. На этой выставке впервые предпринимается попытка объемно продемонстрировать тот вклад, который внесли уфимские художники в культуру Русского  Севера. Во второй половине 1970- х и 1980-х годах в Вологду для постоянной творческой работы переезжают три выдающихся живописца : в 1976 году – заслуженный художник РСФСР Александр Васильевич Пантелеев (1932 – 1990), в 1977 году – лауреат премии Ленинского комсомола Ян Юлианович Крыжевский (род. 1948 г.), в 1986 году – Михаил Васильевич Копьев (1947 – 2017), в Вологде ставший заслуженным художником России. Все три художника не просто происходили из одного города, но были связаны дружескими и творческими контактами.

    В Уфе – крупном индустриальном и культурном центре с развитой сетью высших учебных заведений в ХХ веке активно развивались художественные и музыкальные направления искусства, кипела театральная жизнь, работало музыкально-художественное училище, из которого вышли многие выдающиеся художники, в том числе и будущие вологжане. Живописные навыки передавались в нем молодежи А.Э. Тюлькиным, учившимся у Н.И.Фешина; Я.С.Хастом, дружившим в Париже с А.Модильяни; А.П.Лежневым – учеником В.И.Сурикова. В Уфе начинал свой творческий путь М.В.Нестеров – кумир молодежи, именем которого ныне назван Башкирский художественный музей. 

   Приезд в северный патриархальный город Пантелеева, Крыжевского и Копьева - мастеров значимого интеллектуального и творческого масштаба был важен потому, что они несли в себе необычный художественный менталитет, который был органично воспринят местной творческой средой, что впоследствии принесло впечатляющие результаты. Хотя каждый из них представлял в искусстве совершенно особое направление, всех их объединяли  высокая культура, оригинальное мировоззрение, самобытная концепция творчества. Все трое были интеллектуалы, мыслители, решавшие  в своем искусстве сложнейшие вопросы. Это было примером для местных художников, поднимая планку развития новых творческих процессов в крае.

     Александр Пантелеев был известен в стране как выдающийся мастер индустриального жанра, но это был и пейзажист-лирик, и создатель удивительных, сложносочиненных композиций на темы искусства и культуры («Карнавал в Риме»), и талантливый сценограф. Генезис его искусства был очень сложен, включая импрессионизм, кубизм, древнерусскую иконопись, классицизм XVII века, пластические достижения советской школы. Главным отличием Пантелеева было то, что свои замыслы он формулировал зачастую аллегорически, воплощая их в конструктивно-пластическом ключе. О фундаментальности творческих решений своего учителя часто рассуждал очень любивший его М. Копьев. Роль А. Пантелеева в жизни художественной Вологды не исчерпывалась собственным творчеством. Дважды избираясь на пост председателя Вологодского отделения Союза художников РСФСР, он был одним из лучших его руководителей, поднимая авторитет организации, сплачивая художников, всемерно способствуя их творческому росту.

  Ян Крыжевский не просто представлял новую генерацию художников, заявивших о себе в 70-е годы ХХ столетия, но являлся одним из лидеров этого движения. Картина «Новый день» с девушкой – строителем, сидящей на бетонной конструкции дома, сделала молодого художника известным всей стране. Его творческий метод именовали по-разному : «документальный романтизм», «фотореализм», «метафизический реализм», и все эти определения были верны. Ведь его ясные только на первый взгляд полотна, тщательно прорисованные и исполненные в гладкой манере, оборачивались сюрреализмом внутреннего содержания, неоднозначностью образов («Меломан»). Крыжевскому удалось воплотить новый стиль своего молодого современника, ярко передать как надежды, так и томления целого поколения. Реальным обновлением искусства, раскрытием сложнейшей сферы духовного, трансцендентного видится  в создании им в 1980-е годы направления «трансреализм», отталкивавшегося от мирового авангарда ХХ века.  За десять лет, проведенных в Вологде, Крыжевский буквально всколыхнул  патриархальный город, «разбудил» к творческому труду молодежное объединение художников, ставшее для многих из них путевкой в большую жизнь.

 

Михаилу Копьеву суждено было продолжить и развить дело «интеллектуального преображения», начатое его коллегами. Он стал лидером объединения начала 1990-х годов «Северный венец», оказав влияние на всех его участников. А зрители сразу попали под обаяние поистине академического искусства этого живописца и виртуозного рисовальщика. Начиная творчество с работы в театре, он обладал редкой способностью погружения в исторические эпохи и философского осмысления  современности, был прекрасным портретистом. 1990-е годы, когда появились его картины на историко-мифологические и религиозные темы, стали временем раскрытия таланта художника. В последние годы  религиозная живопись М.Копьева становилась поистине исповедальной, достигнув апогея своей выразительной и пластической силы.

    Так на протяжении всех лет творческой работы на Русском Севере уфимские художники стояли в авангарде изобразительного искусства, определяя как новые пути его развития, так и высокий образно-пластический уровень. И сегодня  невозможно представить яркие этапы развития вологодской живопись без имен Пантелеева, Копьева, Крыжевского.

Ирина Балашова, заместитель директора по науке ВОКГ 

      

все выставки >
Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00