Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00

9 февраля 2018 года в 17-00 в Шаламовском доме открытие художественной выставки "ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЕ ФРАНТЫ МИНУВШИХ ЛЕТ"

с 9 февраля по 11 марта
Шаламовский дом (Отдел русского искусства)
г. Вологда, ул. Сергея Орлова, 15
посмотреть на карте
8 (8172) 72-12-56,72-14-07, заведующий -Кербут Любовь Владимировна
сhief-gallery@mail.ru
  ТЕМАТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЕ ФРАНТЫ МИНУВШИХ ЛЕТ»

Кто они – франты минувших лет? На этот вопрос отвечает редкой тематики уникальная художественная выставка в Шаламовском доме Вологодской областной картинной галереи. В экспозиции представлены мужские образы, запечатленные в русской и западноевропейской живописи и графике XVIII – XX веков из обширной коллекции картинной галереи. Здесь зрителей встретят не только «герои своего времени» в гражданской и военной форме, включая бравых гусар, но и творческие личности: поэты, писатели, художники, а также – галантные щеголи, сдержанные денди, элегантные кокеты… Их называли еще: пижоны, петиметры, макарони, пшюты, ферты, фаты, ну, в общем – модники. Они «форсили», ходили «козырями» и «гоголями». «Ходит франтом: сапоги рантом» – говорил про таких народ.

Художественное отражение мужских образов имеет долгую историю, начиная с древности и заканчивая современным искусством. Каждая эпоха имела свои представления о канонах мужской красоты, как внешней, так и внутренней, проявляя глубокий интерес к конкретной личности.  Художники то подчеркивали в этих образах героическое начало, мужественность, величие и благородство, то наполняли их грациозностью, изяществом, утонченным аристократизмом, искренностью и чувствительностью.

Во второй половине XVIII века портретное искусство в России достигло поразительного расцвета. Образы выдающихся государственных деятелей были широко представлены в резцовых гравюрах (И.М. Бернигерот «Портрет канцлера А.П. Бестужева-Рюмина (1756), Г.Ф. Шмидт «Портрет гетмана Украины К.Г. Разумовского» (1762), отличающихся барочной репрезентативностью и тонкостью исполнения. На парадных портретах мужчины изображались в париках с туго завитыми локонами, посыпанными пудрой. Мужской костюм в то время отличался пышностью, яркостью тканей, обилием декоративных деталей.

В эпоху просветительства творили крупнейшие живописцы Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, создавшие блестящую портретную галерею современников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремлений человека, что мы можем ощутить и в находящемся в экспозиции «Портрете неизвестного» (1777) кисти К.Л. Христинека, русского художника немецкого происхождения, на котором изображен офицер в мундире  екатерининской эпохи.  

Модники были распространенным явлением во все времена. В истории костюма много примеров того, как мужчины тратили на свои туалеты целые состояния. В эпоху барокко мужской костюм часто по обилию декора и пышности превосходил женский, а сам персонаж был напудрен, нарумянен и напомажен.

Со сменой стиля жизни в XIX веке одежда стала гораздо удобнее, мужчины отказались от камзолов  из парчи и шелка, начали носить сюртуки – более простые и свободные. Позже в моду вошел фрак, под который надевали короткий жилет. Ушли в прошлое парики и треуголки, кюлоты (короткие штаны) и белые чулки. В повседневной жизни мужчины перешли на узкие облегающие панталоны, а затем и на брюки. Это было время «великого мужского отказа» от пестрого неудобного костюма, обусловленное новым деловым этикетом и повсеместным увлечением мужчин парадами, охотой и скачками (К.К.Фогель «Охота на лисицу» (1840-е).

В связи с изменением идеалов мужской красоты силуэт костюма становился более вытянутым и строгим. Предметом гордости стала стройная и подтянутая фигура, что, безусловно, было связано с развивавшимся в России классицизмом: культом античности, прославлением храброго и сильного героя, готового душу отдать за Отечество (П.С. Иванов «Император Николай I со свитою верхом» (1835 – 1839), с оригинала Ф. Крюгера; Т. Райт «Портрет  П.М. Волконского» (1823), с оригинала Д. Доу).

На выставке привлекает внимание гравюра В.А. Андреева (1894 – 1897), репродуцирующая написанный в 1809 году О.А. Кипренским знаменитый «Портрет Е.В. Давыдова». В нем создан романтический образ молодого лихого гусара в чине полковника, участника Отечественной войны 1812 года, брата прославленного воина и поэта Дениса Давыдова.

Военные, в особенности гусары, во многом благодаря своей эффектной форме пользовались популярностью и большим успехом у дам. Очень выразителен парадный портрет кисти Н.Е. Сверчкова «Лейб-гусар на коне» (1870), на котором изображен вологодский помещик К.А. Дружинин. По выходе в отставку ему в качестве подарка от однополчан была преподнесена масштабная акварель М.А. Зичи «Гусарская пирушка» (1873), на которой  он изображен среди офицеров своего полка.

Наблюдательность, правдивость психологических характеристик, сдержанность в трактовке персонажей присуща как реалистическим портретам, так и жанровым сценам, в которых отражен мир увлечений и отдыха мужчин (Неизвестный художник XIX века. Мужской портрет (1840 – 1860); В.В. Пукирев «Мужской портрет» (около 1860); Н.П. Загорский «На балу (Певица и ее поклонники)» (1891); Л.В. Попов «От зари до зари (Доигрались до зари)» (1903); М.И. Игнатьев «В часы досуга» (1915); З.Е. Серебрякова «Портрет Е.М. Эйгеля» (1909). Героем этого времени стал деловой человек, для которого главным в одежде было удобство. В моду вошли костюм-тройка, пальто, котелки, а цилиндры стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Фабрики готовой одежды сделали ее более доступной и распространенной, костюм стал универсальным, его могли носить и скромные чиновники, и аристократы.

Особым артистизмом отличаются показанные на выставке образы известных литераторов, живописцев, актеров (Т. Райт «Портрет А.С. Пушкина» (1837); М.В. Стариков «Портрет Карла Брюллова» (1859), с оригинала К.П. Брюллова; П.Ф. Борель «Портрет художника Ф.П. Толстого» (1864 – 1869), с оригинала С.К. Зарянко; И.П. Пожалостин «Портрет К.Н. Батюшкова» (1883), с оригинала О.А. Кипренского; В.В. Матэ «Портрет П.В. Самойлова с гитарой» (около 1888), с рисунка И.Е. Крачковского).

Благородную ноту изысканности и галантности привносят в экспозицию гравюры западноевропейских мастеров, посвященные темам преданной дружбы (А. Корнилье «Прощание Ван Дейка с Рубенсом» (1870-е) и романтической любви (Э.Л. Лассаль «Путь к браку» (1840-е); Ж.-Л. Пети «Поль и Виргиния любуются птицами» (1850-е); А.Г. Пейн «В парке» (1850-е), с оригинала А. Ватто).

Особый раздел выставки включает живописные и графические произведения современных российских художников  в стиле ретро (А.Б. Геннадиев «Портрет А. Алехина в рыцарских доспехах» (1979); С.Г. Герасименко «Автопортрет» (1983); эскизы мужских костюмов (1978) к пьесе Ф. Шиллера «Дон Карлос» А.В. Пантелеева)  и иллюстрации к произведениям русской классической литературы, выполненные  К.А. Клементьевой (1939), Б.М. Басовым (1950-е), Г.Н. Бурмагиной (1982),  Н.И. Корниловой (1986).

В экспозицию наряду с произведениями живописи и графики включены и предметы мужского обихода из собрания Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника, придающие ей особый аромат меняющегося времени.

Выставка «Очаровательные франты минувших лет» знакомит зрителя с личностями портретируемых, с их гражданским и творческим служением Отечеству, со стилистикой мужских портретов разных эпох, а также с историей мужской моды и миром увлечений мужчин.

Любовь Кербут, искусствовед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

все выставки >
Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00