Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00

С 14 сентября по 18 ноября 2018 года в Шаламовском доме пройдет выставка одного музейного предмета «ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II» ВАЛЕНТИНА СЕРОВА В ГРАВЮРЕ МИХАИЛА РУНДАЛЬЦОВА» К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ II

с 14 сентября по 18 ноября
Шаламовский дом (Отдел русского искусства)
г. Вологда, ул. Сергея Орлова, 15
посмотреть на карте
8 (8172) 72-12-56,72-14-07, заведующий -Кербут Любовь Владимировна
сhief-gallery@mail.ru

МУЗЕЙНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ»

 С 14 сентября по 14 октября 2018 года в Шаламовском доме пройдет  выставка одного музейного предмета «ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II»  ВАЛЕНТИНА СЕРОВА  В ГРАВЮРЕ МИХАИЛА РУНДАЛЬЦОВА» К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ II

          В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения последнего русского государя и 110 лет со времени его трагической гибели.  Николай II (1868 – 1918) происходил из императорского дома Романовых, был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. С 1894 по 1917 – Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский (1894-1917).

         Правление Николая II было ознаменовано  высоким экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905 – 1907 годов, Февральскую революцию и Октябрьскую революцию 1917 года; во внешней политике – экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

           Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года, после чего находился вместе с семьёй под домашним арестом в Александровском дворце Царского Села. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными.    Прославлен (вместе с женой и детьми) в лике святых Русской православной церковью как страстотерпец 20 августа 2000 года, ранее, в 1981 году, прославлен Русской зарубежной церковью как мученик.

            В иконографии Николая II  большой интерес представляет  живописный портрет, созданный в 1900 году знаменитым художником, прославленным портретистом Валентином Александровичем Серовым (1865 – 1911). Эта картина нелегко далась уже широко известному в то время живописцу, не подходившему  по своим творческим устремлениям и духовному складу на роль придворного художника. Известен случай его конфликта с царицей, которая, указав на якобы имеющиеся ошибки в работе, получила от независимого в суждениях и не склонного к лести художника резкий отпор. Дело закончилось извинением царя перед Серовым.

            Этот портрет восхищал современников  художника не только большим мастерством, но и  необыкновенной схожестью с моделью.  Полотно предназначалось для подарка императрице, поэтому облик царя в нем лишен официальности и репрезентативности, он представлен не как властитель огромной,  процветавшей в то время  империи,  но как обычный человек с его тревогами и  раздумьями. Николай II  изображен в повседневной серой куртке офицерского мундира Преображенского полка сидящим в спокойной, расслабленной позе. Художнику удалось точно передать очень выразительный, грустный и задумчивый взгляд государя, раскрывающий суть его личности,  его деликатность и уязвимость.

            «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте...». Так отозвался об этом полотне блистательный живописец Константин Коровин. Портрет написан легкой, свободной кистью, он практически эскизен, но продуманно точен и гармоничен,  лиричен и прост. К несчастью, оригинал  был уничтожен в 1917 году во время штурма Зимнего Дворца. Авторское повторение полотна хранится сегодня в Государственной Третьяковской галерее.

             Гравюра с оригинала В.А. Серова  поступила в Вологодскую областную картинную галерею в 1997 году  из частного петербургского собрания. Она  выполнена    приблизительно в 1912 году  Михаилом Викторовичем Рундальцовым  (1871 – 1935) в технике офорта.

           Получивший распространение с XVI века, популярный и  в наши дни,  офорт  имеет много разновидностей и отличается сложностью исполнения.  Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления оставшийся лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Техника офорта дает богатые средства выразительности, как по характеру линий, так и по тональной глубине широкого диапазона. Острая и подвижная офортная игла представляет собой идеальный инструмент для рисования, точно отражающий почерк и темперамент художника. 

              Офорт был любимой техникой гравюры  известного и имевшего много заказов художника  М.В. Рундальцова, ученика блистательного офортиста В.В. Матэ.  Гравюра М.В. Рундальцова привлекает виртуозным мастерством исполнения, артистизмом,  в ней умело передано тональное богатство живописного оригинала  и особенности манеры письма его  знаменитого автора.

 

 

 

Рундальцов Михаил Викторович. 1871 – 1935. Портрет Николая II. Около 1912.

Автор оригинала В.А.Серов. 1865 – 1911.Бумага, офорт.

Собрания, владельцы: В.И. Трапицын (Санкт-Петербург), М.В. Гликина (Санкт-Петербург).

Поступление: в 1997 передан  М.В. Гликиной (Санкт-Петербург).

Из  собрания  Вологодской областной картинной галереи.

 

 

 

 

 

все выставки >
Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00