Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00

С 23 марта в Шаламовском доме работает выставка одного музейного предмета "Купчиха" Бориса Кустодиева" к 140-летию со дня рождения художника

с 23 марта по 30 апреля
Шаламовский дом (Отдел русского искусства)
г. Вологда, ул. Сергея Орлова, 15
посмотреть на карте
8 (8172) 72-12-56,72-14-07, заведующий -Кербут Любовь Владимировна
сhief-gallery@mail.ru

МУЗЕЙНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ  «УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ»

ВЫСТАВКА ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА

«КУПЧИХА» БОРИСА КУСТОДИЕВА»

К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА

В юбилейный год знаменитого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927), выдающегося мастера жанровых сцен русского купеческого быта, в Шаламовском доме в рамках выставочного проекта «Уникальный экспонат» представлена его удивительная работа из запасников  Вологодской областной картинной галереи – «Купчиха», выполненная в технике акварели. Русским Рубенсом называли современники художника, воспевавшего красоту дородных,  пышущих здоровьем русских женщин.Олицетворением идеала народной красоты является и образ молодой купчихи, запечатленный художником в 1919 году.

 

Время создания произведения было трудным и напряженным в жизни Б.М. Кустодиева: Гражданская война, экономическая и социальная нестабильность общества, болезнь самого  автора (три года он уже не вставал  с кресла после операции и диагноза – паралич ног).  «Устали мы все страшно», – писал он в это время.  Но, когда мы смотрим на эту пышнотелую, улыбающуюся купчиху на фоне летнего городского пейзажа, забываем о трудностях, выпавших на долю художника, столь велика и оптимистична сила его искусства. Российские реалии 1917 – 1920 годов заставляли художника бежать в мир фантазий от разрушающегося на глазах старого уклада России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.

Даже в этой ситуации он постоянно работает и откликается на просьбу Ф.И. Шаляпина оформить оперный спектакль по пьесе А.Н. Островского «Вражья сила» для Мариинского театра.

С произведениями любимого  драматурга тематически связаны ранние  живописные циклы Б.М. Кустодиева, обращенные к теме патриархальной России. Эту тему продолжает он, но уже в графике и после революции. И не эти ли акварели 1919 года выливаются в серию рисунков «Русь. Русские типы», вышедшую в 1923 году отдельным изданием. В предисловии к нему Е.И. Замятин пишет о сказочном городе Кустодиеве, где, как карусели, кружатся веселые ярмарки с балаганами и лотками, проходят медведи-купцы, «и над всеми – красавица, настоящая красавица русская, не какая-нибудь питерская вертунья-оса, а – как Волга: вальяжная, медленная, полногрудая…».

Разработку образа  купчихи художник начал еще в 1912 году, находясь на лечении в Швейцарии. В трудные для художника и для России 1915, а затем и 1919 годы  он снова возвращается к этой теме, как будто ищет в ней спасение и поддержку. И каждый новый вариант, созданный автором, лишь дополняет главную идею – утверждение идеала  народного национального представления о красоте и гармонии, покое  и уюте русского мира. 

 Иллюстрация

Кустодиев Борис Михайлович. 1878 – 1927. Купчиха. 1919. Бумага, акварель. 43х2.  ВОКГ  Г-1235 (Вариант картины 1919 года, находящейся в собрании Государственного Русского музея).

Слева на изображении подпись: Б. Кустодiевъ 1919. Поступление: в 1953 от Вологодского областного краеведческого музея (ныне ВГИАХМЗ), ранее – Государственный музейный фонд.

 

 

 

 

все выставки >
Свернуть
Кремлевская пл., 3
посмотреть на карте
8 (8172) 72-79-02
вт-сб 10:00 -18:00